Скульптурное литье ХVII — ХIХ веках

Европа, как уже указывалось, наследовала традиции скульптурного литья, заложенные древними греками и этрусками. Начиная с эпохи Возрождения античные статуи стали классическими образцами, на которых учились и которым подражали многие поколения ваятелей.

Широкое знакомство России с античным искусством происходит в царствование Петра I. Изготовление литых статуй требовало особых, весьма сложных приемов, поэтому в ХVII веке в России литье скульптур превращается в самостоятельную область литейного производства.

Если в допетровской Руси в честь выдающихся событий — побед, чудесных исцелений и т.д. — воздвигались храмы, монастыри, либо часовни, то с начала ХVIII века под влиянием «пресвященной Европы»получают распространение мемориальные сооружения в виде скульптурных памятников. Они очень быстро завоевали самую широкую популярность. Именно в памятниках лучшие художники — скульпторы смогли проявить и русский размах, и чувство прекрасного.

Скульптуры делают из различных материалов, устойчивых к атмосферным воздействиям. Материалами, сочетающими в себе высокую пластичность, прочность и достаточную стойкость против коррозии и эрозии с декоративными свойствами, являются бронза, чугун, сталь.

Литые памятники имеют почти в каждом городе, они украшают площади, скверы, парки. Некоторые из них настолько слились с архитектурным ансамблем городов и окружающим ландшафтом, что стали их неотделимой частью, их символистическим выражением. Таким символом для Киева стал памятник Богдану Хмельницкому (скульптор М. Микешин, 1888г.). Новгород трудно себе представить без памятника 1000-летию России (скульптор М. Мишкин, 1862). С Одессой неразрывно связан памятник дюку Ришелье (скульптор И. Мартос, 1823г.). Каждому, кто бывал в Архангельске, наверняка запомнился памятник Ломоносову (скульптор И. Мартос, 1829г.).

Особенно богат памятниками Санкт-Петербург — северная столица России.

Первыми произведениями русского скульптурного литья были статуи Петра I.

В 1747г. К.Б. Растрелли создал конную статую Петра I в стиле барокко, но она не понравилась императрице Екатерине II, поскольку не соответствовала новому стилю — раннему классицизму. Лишь в 1800г. статую установили перед Инженерным замком.

Создание новой конной статуи было поручено парижскому ваятелю Э.М. Фальконе. Его произведение, которое вслед, за А.С. Пушкиным стали называть «Медным всадником», явилось шедевром мирового искусства.

Талантливый художник, беззаветно преданный любимому делу, работал над своим детищем 12 лет, терпеливо снося помехи, придирки и даже нарочитые унижения со стороны именитых сановников.

Вначале вызывала бурю негодования гипсовая модель памятника — «полураздетый, босой царь, на взбесившемся жеребце, накрытом звериной шкурой вместо седла». Но Екатерина II утвердила проект.

Много неприятностей доставил Фальконе президент российской академии художеств И.И, Бецкий, вообразивший себя автором проекта.

Возникли трудности и с изготовлением литейной формы. Фальконе сам взялся за ремесло литейщика, используя помощь русских мастеров.

При изготовлении отливки произошли две аварии, которые едва не привели к полному провалу. Первый раз во время вытапливания воск загорелся, а дежуривший подмастерье уснул. Форму спас сам скульптор, проверявший ночью ход работы. Вторая авария произошла во время заливки, когда из формы прорвался металл. И только благодаря мужеству литейщика Хайлова заливка была закончена благополучно.

В отливке, имеющей максимальный размер больше 9 м и толщину стенок 7,5 мм, практически не было раковин и недоливов. Лишь в головах всадника и лошади образовались намывы металла в результате пожара во время вытапливания воска. Фальконе, считавший, что «еще не было лучшей отливки», нашел удачные решения, позволившие исправить эти дефекты литья.

В ноябре 1777г. работа над статуей завершилась. Но у скульптора кончилось терпение. Не выдержав травли, сплетен, козней, так и не дождавшись установки статуи на постамент, Фальконе уехал на родину.

Памятник Петру I. был торжественно открыт 7 августа 1782г. Он увековечил не только память о выдающемся государственном деятеле, но и славу русских умельцев-литейщиков и великого скульптора Э.М. Фольконе..

В 1873 г. перед зданием Александрийского театра был открыт памятник Екатерине II, созданный по проекту М. Микешина скульпторами М. Чижовым и А. Опекушиным.

На Исаакиевской площади в 1859г. поставлен конный памятник Николаю I 9проект О. Монферрана). Фигуры коня и всадника с большим искусством выполнил П. Клодт. Талантливый ваятель мастерски решил трудную техническую задачу установки конной статуи лишь на двух точках опоры.

В 1909г. в торжественной обстановке на Знаменской площади Петербурга (теперь площадь, Восстания) был открыт памятник императору Александру III. Он сооружался в течении 9 лет. Наверно, немного на свете памятников с такой незадачливой судьбой, какая выпала на долю этого шедевра Паоло Трубецкого. Долгие споры и резкая критика сопровождали создание памятника и не смокали после открытия. Среди немногих И.Е. Репин оценил художественные достоинства скульптуры и поставил ее в один ряд с «Медным всадником» Фольконе.

После Октябрьской революции отношение официальных властей к памятнику было резко отрицательным. С легкой руки Демьяна Бедного к нему пристало прозвище «пугало». В 1937 г. власти города решили, что «ворота-города» площадь у Московского вокзала — явно неподходящее место для памятника. Его перевезли во двор Русского музея. Было дано переплавить памятник. Но к чести сотрудников музея этого не произошло.

Во время Великой Отечественной войны памятник перевезли в Михайловский сад и засыпали песком. Эта насыпь оказалась такой надежной, что предохранила скульптуру от разрушения при прямом попадании фугасной бомбы 7 октября 1941г.

После долгих споров памятник Александру III в ноябре 1994г. был перевезен к Мраморному дворцу и установлен на пьедестале, который когда-то занимал «броневик Ленина».

Памятник состоит из пяти частей: плинт, голова коня, передняя часть коня, задняя часть коня, фигура Александра III. Такое расчленение памятника резко упростило технологический процесс литья, исключило развитие ликвационных процессов (как, например, в «Медном всаднике») и обеспечило высокое качество литой скульптуры. Создание такой конструкции оказалось возможным благодаря особой механической обработке крупных отливок (части памятника соединены полуфланцами и скреплены болтами). Последней операцией было сочленение головы коня шпильками, срезанными заподлицо по окончании закрепления.

Памятник имеет незначительное число литейных дефектов — небольшие раковины на сапоге всадника, на руке и и верхней части кулака. Обнаружены следы небольшой ужимины в нижней части кулака. Все эти дефекты со стороны не заметны.

Памятник Александру III отлит из так называемой зеленой художественной бронзы (8% олова, 8% цинка, 1% свинца, остальные медь). Сплав имеет структуру, характерную для этого класса бронз, и состоит из твердого раствора с включениями эвтектоида (Сu31 Sn8 + α).

Дореволюционная Москва была несколько беднее Петербурга городскими скульптурами.

Цельнолитыми выполнены бронзовые статуи героев освободительной войны 1612г. Минина и Пожарского. Этот первый скульптурный памятник Москвы создал скульптор И. Мартос. Отлил памятник в 1818г. знаменитый русский литейщик В. Екимов.

Изготовление колоссальной и сложной восковой модели — серьезная техническая задача, требующая высокого мастерства литейщиков. Восковую группу установили на фундаменте с решеткой, вокруг соорудили сложную литниковую систему.

Готовую модель и литниковую систему 45 раз покрывали мастикой из молотого кирпича и пива. Затем их обложили сырой глиной. Всю конструкцию укрепили кирпичной стенкой и железными обручами. Для вытапливания воска было зажжено 16 печей. Выжигание продолжалось месяц. Чтобы форму не разрушило давление жидкого металла, ее дополнительно укрепили обручами. Форму залили через общую литниковую чашу и разветвленные каналы. Окончательная отделка скульптур проводилась чеканщиками.

В 1880г. на народные пожертвования Москва поставила первый в России памятник Пушкину, талантливо исполненный скульптором А. Опекушиным. В 1909г., тоже на народные пожертвования, на Арбатской площади воздвигнут памятник Гоголю скульптор Н.Андреева). В тот же год Москва получила еще одну превосходную скульптуру — памятник первоначальнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин).